Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

•Приветствуем Вас на нашем интернет-портале! Будем рады, если сайт снегири.рф окажется для вас полезным и интересным! 

с.Рождествено. Снегири.История в очерках

Книга:

Мамаев С. Ю.

Село Рождествено. История в очерках. – М., 2011. С. 241-255.

сайт: рожд.рф

СНЕГИРИ

 

Снегирева пустошь

Впервые местность, где ныне находится поселок Снегири, упоминается в писцовых книгах в 1623 году. В XVII-XVIII веках она относилась к Горетову стану Московского уезда, позднее – к Звенигородскому и Воскресенскому уездам. Видный деятель России XVII века Василий Федорович Бутурлин имел здесь обширные владения.

Его сын Василий Васильевич был видным военным деятелем, дипломатом, возглавлявшим русское посольство на Украине в 1653 году, командовал войсками, посланными на помощь атаману Хмельницкому. Обширные владения на Волоцкой дороге наследовал его брат Иван Васильевич. Они состояли из нескольких пустошей, в том числе была и «пустошь Снегирева на суходоле[1], а в ней пашни перелогом[2] середние земли две четверти, лесом поросли осмнатцать четвертей...»

Иван Васильевич Бутурлин собирался пустоши продать, о чем свидетельствует письмо приказчика боярина Бориса Ивановича Морозова: «Государю Борису Ивановичю холоп твой Олешка Дементьев челом бьет. Докладывал я, холоп твой, тебя, государь, что продает Иван Васильевич Бутурлин вотчину свою деревню Врашки да к ней, государь, 3 пустоши: пустошь Снигирево да пустошь Труфаново да пустошь Захарове, а Нефетьево то же». Приказчик советовал боярину приобрести это имение, но состоялась ли сделка – неизвестно.

На карте уезда 1800 года Снегирева пустошь не обозначена, а территория будущего поселка, вероятно, принадлежала нескольким владельцам: северная наибольшая часть относилась к даче деревни Крюково, которой владел гвардии капитан-поручик Алексей Николаевич Щепотьев, южная – к даче села Рождествено, вотчине графа Ивана Павловича Кутайсова, восточная – к даче деревни Ленино и села Садки, принадлежавшим статскому советнику Андриану Андриановичу Лопухину.

В конце XIX века обширные владения – лесные угодья и пустоши – на месте ны­нешних Снегирей, в районе Ленина и Садков принадлежали владельцу села Рождествено графу Иллариону Николаевичу Толстому. Лесником у него был Егор Гудков, домик которого находил­ся на подъезде к Трухоловке, на правой стороне Волоцкой дороги, которая связывала Москву с Волоком Ламским. А неподалеку от домика лесника находилась придорожная чай­ная, пользовавшаяся успехом у проезжающих в Ново-Иерусалимс­кий монастырь.

 

Станция Снигири

Весной 1898 года началось строительство железной дороги Москва – Виндава (ныне город Вентспилс в Латвии). Строительство осуществляло «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Открытие движения поездов состоялось 11 сентября 1901 года, а в 1903 году на железнодорожной линии был устроен полустанок Снигири, что было для данного места вполне естественно, так как рядом находилось большое село Рождествено. Возникало жилье и близ стального пути: в 1915 году при полустанке Снигири выделялись постройки Николаевых – Ивана Михайловича и Якова Герасимовича, еще была указана усадьба некоего Квятковского.

Дату открытия оста­новочного пункта Снигири – 1903 год – и стали считать годом образования поселка, которым своим ростом был обязан местным кирпичным заводам. В 1916 году при станции находилось некое сельцо Ново-Петровское. Это название вполне объяснимо – в четырех километрах от станции располагалось сельцо Петровское, где находился кирпичный завод князя Голицына, на котором трудились 60 рабочих. У станции был еще один кирпичный завод Н.И. Сорокина и А.Ф. Боярова, где работали 85 человек. Завод располагался близ дороги на Рождествено и сгорел в 1918 году.

По сведениям 1926 года, здесь уже было сельцо Снигири, вероятно, переименованное Ново-Петровское, входившее в Рождественский сельсовет Павловской волости Воскресенского уезда. В сельце было 16 некрестьянских хозяйств и проживали 44 мужчины, 33 женщины. Неподалеку находилась трудовая колония «Снигири», насчитывавшая 1 хозяйство, 24 мужчин и двух женщин.

Снегиревский старожил Алексей Семенович Сергеев вспоминал: «В Снигири с родителями я приехал в 1934 году на пригородном поезде – «паровичке». В Снигирях было примерно 20 рубленых домов. Три дома было около станции, в одном из которых жил начальник станции, еще пять домов на нынешней улице Ленина, один из которых сохранился. Еще несколько домов было по дороге на Рождествено, в одном из них жил лесник Янушкевич.

На месте нынешнего магазина около станции был дом, где торговали квасом и пивом, там же был небольшой зал с тремя столиками для посетителей. Станцию освещали керосиновые фонари, железнодорожная линия была однопутной, в Гучкове (ныне станция Дедовск) и Манихине были разъезды».

 

Кирпичный завод

В 1928 году был построен новый кирпичный завод №6 трудовой колонии «Снигири», трудились на нем 277 рабочих, 12 человек младшего обслуживающего персонала и 23 служащих. Завод строился с расчетом на производство красного кирпича. Производственные мощности завода включали: две кольцевые печи, два машинных здания, несколько сараев для сушки кирпича. Из-за отсутствия электричества использовался локомобильный двигатель. Под несколькими навесами работницы набивали в формы глину и возили его на деревянных вагонетках в печь на обжиг. Был на заводе и конный двор с лошадьми.

Глину для изготовления кирпича искали неподалеку от завода. Было выкопано огромное количество котлованов. Но в местной глине был большой процент известняка, из-за чего при обжиге получались большие трещины. Со временем какие-то из выкопанных котлованов сами наполнились водой, какие-то наполнили рабочие завода. До нынешнего времени большая часть прудов не дожила – их засыпали, но некоторые еще существуют.

С 1928 по 1930 год завод работал как сезонное предприятие, на котором трудились приезжие рабочие из Тульской и Рязанской областей и местные жители. В 1930-1931 годах была произведена частичная реконструкция предприятия, организовано производство огнеупорных изделий. Сырье для них – белую глину – приходилось завозить из отдаленных районов страны. В связи с этим был построен железнодорожный подъездной путь к заводу. Первая партия шамотного кирпича была выпущена в 1932 году. Затем освоена технология изготовления легковесных и теплоизоляционных изделий.

В конце 1930-х годов завод с планом не справлялся. Он был рассчитан на круглогодичную работу, но совершенно к ней не приспособлен. Зимой в цехах температура порой опускалась до 15 градусов ниже нуля, не было электрической сушилки для сырца. Электричество на завод тогда еще не провели, и для выработки энергии использовалась установленная в 1932 году и заменившая локомобильный двигатель паровая машина выпуска 1911 года, которую ежегодно приходилось ремонтировать. В 1936 году из-за такого ремонта завод простоял два месяца, понеся огромные убытки.

В 1940 году заводом было выпущено 5400 тонн шамотных изделий, 2640 тонн легковесных огнеупоров и 867 тонн фасонных. Трудовой коллектив завода составлял 175 человек. Предприятие поставляло ответственные фасонные изделия для тепловых агрегатов металлургии.

Большие планы по модернизации производства были прерваны войной. Во время фашисткой оккупации в декабре 1941 года завод сильно пострадал, но его быстро восстановили. В 1943 году в газете «Истринская стройка» писали: «Хозяйничанье немцев и жестокие сражения причинили заводу большие разрушения. От его цехов остались только стены. Сейчас завод в основном уже восстановлен. С полной нагрузкой работают все цехи».

В том же, 1943 году, в связи с острой нехваткой огнеупоров в стране, завод был передан в состав треста «Центрогнеупор» системы черной металлургии, продолжая выпускать остронеобходимую продукцию.

Послевоенное возрождение деятельности предприятия связано с именем его директора – Николая Павловича Михайлова. К 1948 году на заводе был установлен и пущен в работу сушильный барабан, построено новое глинопомольное отделение. Определилась и специализация предприятия – выпуск особо сложных изделий, ваграночного и шамотного кирпича, легковесных огнеупоров.

Дальнейшее развитие завод получил в 1950-1953 годах. В это время ему было поручено изготовление облицовочных блоков для строительства высотного здания МГУ. За короткое время была создана технология, установлены вакуумные прессы «Кема», построены камерные сушила.

В начале 1960-х годов началась реконструкция сушильно-печного отделения. Был подведен природный газ на все тепловые агрегаты. Следует отметить, что оснащенный новыми высокотемпературными туннельными печами и прессовым оборудованием Снегиревский завод был первым предприятием, освоившим в 1971 году выпуск корундовых изделий и самым крупным производителем легковесов и ультралегковесов в СССР.

В 1972 году предприятие было включено в состав Внуковского огнеупорного завода. Снегиревское производство работало стабильно, расширяло ассортимент изделий и рынки сбыта, в том числе и зарубежные. Корундовые, легковесные и коксовые изделия ежегодно демонстрировались на ВДНХ. За разработку и освоение новых видов огнеупоров работники и руководители производства неоднократно награждались Государственными премиями в области науки и техники, а также правительственными наградами.

За всю историю существования завода название его несколько раз менялось: с 1949 года это был Снегиревский шамотный завод, с 1957 года – Снегиревский огнеупорный завод, а с 1970 года – Снегиревский завод огнеупорных изделий.

В 1993 году завод был приватизирован и получил название ОАО «Снегиревские огнеупоры». Пережив сложный период общего спада производства и реализации продукции, предприятие частично сохранило свои цеха, коллектив и сеть сбыта. Но в 2010 году завод все-таки был закрыт.

 

Снигири или Снегири?

Путеводитель 1935 года указывал, что станция Снигири – одиннадцатая остановка от вокзала, находящаяся на 44-м километре в 1 часе 32 минутах езды от вокзала. Возле станции находился тогда лишь небольшой рабочий поселок, дач почти не было, так как дачники селились в Рождествено.

До 1938 года в поселке Снигири, в котором находилось 80 домов, был единственный общественный колодец глубиной 12 метров. Он находился у железнодорожного переезда. А в основном все-таки воду приходилось брать из разных речек. Тогда было принято решение построить в поселке еще два колодца.

Самая крупная из речек в окрестностях Снегирей – Романовка – берет свое начало неподалеку от платформы Снегири и впадает в Истру близ деревни Жевнево. Когда-то довольно полноводная и чистая, она вращала колесо небольшой, вероятно, Крюковской мельницы. Остатки ее плотины видны ниже небольшого моста на дороге Снегири – Крюково. Выше был небольшой пруд – накопитель воды. Ныне питавшие Романовку родники перекрыты, в нее идет сброс бытовых вод, русло ее захламляется и она, к сожалению, потеряла былую прелесть.

Массовая застройка улиц поселка Снегири началась перед самой войной, когда рабочим завода стали давать участки под индивидуальное строительство. Правую сторону Волоколамского шоссе, где сейчас располагается администрация поселка, занимал сплошной лес с обилием грибов, ягод и орехов. Лес был чистым, в нем встречались лоси, зайцы, кабаны, белки, лисы.

В 1936 году в поселке началось строительство дач. Согласно постановлению Президиума Истринского РИКа Сельхозстройпроекту Наркомзема СССР был передан земельный участок в 6 квартале Снигиревского учлесхоза для строительства 14 дач. Сейчас там Партизанская улица, Западный проезд и Западная улица.

Дачи должен был строить Сельхозстройпроект с оплатой работ членами дачного кооператива. Сельхозстройпроект не освоил выделенный участок земли и разрешил производить застройку своими силами в индивидуальном порядке. Кооператив распался. В связи с жилищными трудностями стали строиться уже не дачи, а дома под постоянное проживание.

Согласно плану третьей пятилетки СССР первые электрички на рижском направлении должны были появиться в 1943 году, но помешала Великая Отечественная война. К 1954 году на электротягу была переведена железная дорога на участке до Новоиерусалима. Проезд стал более удобным и комфортабельным.

С начала образования поселение и железнодорожная станция назывались «Снигири». Так было принято ошибочно пи­сать это слово в то время. На эту ошибку указывали многие, и в 1955 году название поселка стали писать через букву «е» – «Снегири».

Великая Отечественная война сломала размеренную жизнь. При отступлении армии был взорван завод и железнодорожный мост через речку Романовку. Практически все мужчины поселка ушли либо на фронт, либо бороться с врагом в тылу. Большая их часть домой не вернулась.

С завода ушли на фронт 44 человека, их фамилии теперь высечены на памятной доске около проходной завода. При восстановлении завода директор Николай Павлович Михайлов с группой рабочих перезахоронили все трупы и тела воинов в братскую могилу рядом с клубом. Позже там был воздвигнут памятник. После освобождения стали возвращаться на свои пепелища мирные жители, заработала пекарня, открылся магазин. Поселок стал постепенно залечивать раны. В 1948 году он стал отдельной административной единицей и начал постепенно электрифицироваться. Для наведения порядка была организована служба милиции. В еловом лесу севернее Волоколамского шоссе заканчивалось строительство дач офицеров Военно-инженерной академии, их прозвали «генеральскими дачами», вероятно, за большие земельные участки. Кроме завода в поселке еще было лесничество, сельпо[3] и амбулатория, в которой всех обслуживал один врач.

В 1951 году в Снегирях начала работать Снегиревская средняя школа, первым директором которой стал Иван Никитич Чесноков. В школу ходили ребята не только из поселка Снегири, но и из близлежащих деревень. Школа была переполнена, занятия шли в две смены, а начальные классы, занимались в частных домах. Встал вопрос о необходимости нового здания, и оно было построено в 1962 году. В старом здании осталась только начальная школа.

Деревня Трухоловка, ставшая в середине XX века частью поселка Снегири, возникла в XIX веке на месте пустоши Труфиново. Сначала это была крошечная деревушка. В справочнике 1852 года ее еще не было. А вот на карте, датированной следующим, 1853 годом, Трухоловка указана. По списку 1859 года в ней был всего один двор, в котором жили 6 мужчин и 8 женщин.

В 1899 году в 5 избах Трухоловки проживали 11 мужчин и 11 женщин, составлявшие 6 надельных семей. Земля в 18 десятин была разделена на 5 долей. У крестьян было 8 рабочих лошадей и 4 головы крупного рогатого скота. Жители занимались торговлей и извозом.

В 1924 году в деревне было 7 хозяйств и проживали 20 мужчин и 18 женщин. Им принадлежало 31 десятина земли, 7 лошадей и 9 коров. В конце 1940-х годов Трухоловка еще существовала, но к ней уже вплотную подступил поселок, вскоре ее поглотивший.

Население Снегирей быстро росло за счет приезжих из других регионов страны. В 1939 году в поселке проживало 1900 человек, а в 1959 году – уже 5200 человек. Особо бурный рост наблюдался в 1960-е годы. К середине XX века в поселке Снегири было 23 улицы и 3 проезда, в 1970 году – 58 улиц, 19 проездов и 1 переулок под названием Тихий.

 

Ленино-Снегиревский музей

В 1966 году у дороги, на 42 километре Волоколамского шоссе, на облицованном гранитом постаменте был установлен памятник – танк Т-34 с гвардейским знаком и красными звездами на броне. На облицовке выбита надпись: «3десь в грозные дни осени 1941 года доблестные воины 16 Армии остановили врага. Отсюда 6 декабря 1941 года они перешли в наступление и начали разгром немецко-фашистских захватчиков». В пятидесяти метрах от монумента в здании бывшей школы, в дни боев превращенном фашистами в крепость, 9 мая 1967 года был открыт военно-исторический музей.

В музее экспонируются документы и материалы Великой Отечественной Войны. За годы существования музея здесь накопился значительный документальный и вещественный материал по боевой истории района и страны. Это свыше 10000 единиц хранения: документы, личные вещи, библиотека, где многие книги имеют авторские дарственные надписи, большая коллекция наград, бронетанковая техника и артиллерийские установки.

Уникальной является танковая экспозиция под открытым небом, идея организации которой принадлежала директору музея Игорю Владимировичу Усаневичу. Буквальным украшением ее является трофейный танк Т-VI (H1) «Тигр». В мире известно всего 6 таких экспонатов: по одному в Англии и США, два во Франции и два в России, один из которых в Снегирях. Довольно редкими экспонатами являются и два американских танка «Шерман». Уникален своей исторической ценностью советский легкий танк Т-26, найденный на месте боев под Новгородом.

Кроме этого на площадке находится еще 10 единиц советской и трофейной техники. Такой возможности не имеет ни один другой музей, так как расположение военной техники в обычные ряды на асфальте в городской обстановке не производит сильного впечатления. А то, что представленная здесь военная техника участвовала в боях, делает экспозицию особенно интересной.

Несколько лет назад музей, танковая экспозиция и мемориал были преобразованы в «Военно-исторический мемориальный комплекс», созданный по инициативе Ассоциации Военно-исторических мемориалов Министерства обороны РФ при содействии администрации Истринского района. На его территории теперь находится военно-мемориальное кладбище с могилой дважды Героя Советского Союза Афанасия Павлантьевича Белобородова. Здесь происходят торжественные перезахоронения останков советских солдат и офицеров, найденных поисковыми отрядами в местах боев под Москвой.

 

Поселок городского типа

В 1982 поселок Снегири стал дачным поселком городского типа. Из-за того, что дачников становилось все больше, не стало хватать родниковой питьевой воды. Было принято решение построить вторую водозаборную башню. С ростом садоводческих дачных поселков в окрестностях Снегирей под линиями электропередач выделили участки под огороды рабочим завода. Почти все старые постройки снесли, перестроили и здание железнодорожной станции.

Снегиревское сельпо обслуживало жителей поселка и его окрестностей. В магазинах можно было приобрести все: от продуктов питания до одежды и мебели. С перестройкой сельпо прекратило свое существование. Его магазины перешли в собственность Истринского потребительского общества, которое и сейчас успешно работает. Райпо открыло около железнодорожного переезда первый в поселке супермаркет «Снегири», расположившийся на месте кооперативного магазина, который в народе называли «Угловой». Рядом находится и кооперативный хозяйственный магазин, что находится на углу Станционной и Кооперативной улиц.

В 1990 году в Снегирях начало свою деятельность ООО «Научно-производственное предприятие «Прогресс-1», занимающееся монтажем, реконструкцией и ремонтом различных видов теплоиспользующих установок, а также научно-исследовательской работой в сфере энергосбережения. В июне 2006 года в Снегирях на Волоколамском шоссе открылся торгово-выставочный центр «Прогресс», позже переименованный в «Снегири».

По проекту архитектора Андрея Борисовича Барабанова на средства НПП «Прогресс-1» в 2001-2003 годах, к 100-летнему юбилею Снегирей, в поселке около здания администрации поселкового округа был возведен деревянный православный храм во имя преподобного Серафима Саровского.

В поселке Снегири работают средняя школа, амбулатория, дом культуры, детский сад, цех по изготовлению мебели, промышленные и торговые предприятия различных форм собственности, предприятия по обслуживанию населения, отделение милиции, лесничество и культурно-спортивный комплекс «Экотель Снегирек», открытый в 2003 году. На 1 января 2003 года в поселке числился 3461 житель.

 

[1] Суходол – место, не заливаемое водой.

[2] Перелог – участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью.

[3] Сельпо – сельское потребительское общество.