Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

•Приветствуем Вас на нашем интернет-портале! Будем рады, если сайт снегири.рф окажется для вас полезным и интересным! 

Снегири, Трухоловка, Ленино, Садки

История возникновение Снегирей

Первое известное упоминание в писцовых книгах местности, где ныне находятся Снегири, 1623 г. Она относилась в XVII - XVIII веках к Горетову стану Московского уезда, позднее к Звенигородскому и Воскресенскому уездам.

Видный деятель России XVII века Василий Федорович Бутурлин имел здесь обширные владения. Один из его сыновей Василий Васильевич (скончался в 1656 г.) был видным военным деятелем, дипломатом, возглавлявшим русское посольство на Украине в 1653 г., командовал войсками, посланными на помощь Б. Хмельницкому. Вероятно, из-за его загруженности по службе обширные владения на Волоцкой дороге наследовал его брат Иван Васильевич. Они состояли из нескольких пустошей, в том числе пустоши Снегирево на суходоле, т.е. месте не заливаемом водой.

И.В. Бутурлин собирался пустоши продать, но в найденных документах не обнаружено выполнил ли он свое намерение.

На карте 1800 г. пустошь Снегирево не показана, а территория будущего поселка, вероятно, принадлежала нескольким владельцам: северная часть гвардии капитан-поручику Щепотеву Алексею Николаевичу, южная - графу Павлу Ивановичу Кутайсову - сыну Ивана Павловича (отчество дано по имени императора) Кутайсова (ок. 1759-1834),камердинера и фаворита императора Павла I, турка по национальности, восточная - статскому советнику Андриану Андриановичу Лопухину.

В более позднее время в 5 км севернее Снегирей в районе Хованского было несколько имений. Дочь одного из владельцев Елизавета Александровна Дюшен, в замужестве Крашенинникова, оставила об усадьбе прекрасные воспоминания: "Дом наш стоял в прекрасном вековом парке, в центре двух полумесяцев, созданных гигантами красавицами пихтами. Макушки их, казалось, уходили в небеса..." (Русская усадьба. Вып. 7 (23). М„ 2001. С. 555.)

В 1 км восточнее Хованского на истоке речки Дарьи (Даренки) находилось имение статского советника Александра Григорьевича Попова. Оно было приобретено им в 1911 г. До нашего времени со­хранились остатки кирпичного фундамента, старые пихты у дома. С юго-западной стороны дома среди молодых хилых сосенок фонтан. Перед домом партер, в его центре источник с прекрасной водой. С южной стороны партера на Дарье (Даренке) копаные пруды, на од­ном из них небольшой островок. С западной стороны дома метрах в 300 насыпной холм, где была беседка. Отсюда открывался красивый вид на окрестные леса, Хованское. Одна из жительниц Хованского рассказывала автору: "В праздники мы (крестьянские дети) прихо­дили к барыне и она наделяла нас гостинцами - конфетами, пряника­ми..."

Через Дарью (Даренку) был небольшой мост, по которому въез­жали в усадьбу.

Ныне подъезд в Хованское и к усадьбе автотранспортом от Ле­нино через Селиваниху, Петровское, Надовражино, Дедово-Талызино.

В районе Снегирей, Ленино значительные участки земли принад­лежали князьям Голицыным. Петровское, где одно время работал кирпичный завод, было их собственностью. Голицыны, как и некото­рые русские дворяне, были выходцами из литовской земли. Их пред­ком был великий князь литовский Гедемин (Гедеминас). Один из его потомков имел прозвище Голица (кожаная рукавица-деталь воинс­кой одежды). Он и стал родоначальником князей Голицыных.

Обширные владения - лесные угодья и пустоши - на месте ны­нешних Снегирей, в районе Ленино и Садков принадлежали графам Толстым.

В XIX веке у них лесником был Егор Гудков. Его домик находил­ся на правой стороне Волоколамского шоссе на подъезде к Трухолов-ке. Усадьба была обсажена липами. К сожалению, в конце прошлого века они были спилены.

Недалеко от домика Егора Гудкова находилась придорожная чай­ная, пользовавшаяся успехом у проезжающих в Ново-Иерусалимс­кий монастырь.

Потомки Егора Гудкова - семья Бирюковых живет ныне на улице Осипенко.

В 1870 г. началось строительство частной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Строительство осуществляло акционер­ное "Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги". Железная дорога строилась на территории Московской и еще 9 гу-

берний Российской Империи. Одна из основных ее линий Москва -Виндава (в советское время Вентспилс в Латвии). Движение поездов по этой линии было открыто И сентября 1901 г., а в 1903 г. был от­крыт остановочный пункт Снигири. Так было принято ошибочно пи­сать это слово в то время. На эту ошибку указывали ряд ученых, например, профессор Д.Н. Кайгородов. Она была устранена в 1955 г., станция стала называться Снегири. Дату -1903 г. - открытие оста­новочного пункта Снигири следует считать годом рождения Снеги­рей. В 2003 г. поселку исполнилось 100 лет!

В сентябре 1918г. Московко-Виндаво-Рыбинская железная до­рога была национализирована и передана НКПС. Затем она сменила несколько названий.

С открытием остановочного пункта Снигири около него появи­лись домики путевых рабочих.

События в жизни поселка Снигири - Снегири

1913 г. Построил усадьбу Квятковский.

1915 г. Появилась усадьба Ивана Михайловича Николаева.

1916 г. Построены первые пока небольшие кирпичные заводы: князя Голицына с 60 рабочими, Н.И. Сорокина и А.Ф. Боярова с 85 рабочими. Им и последующим кирпичным заводам обязан своим ростом поселок.

Завод князя Голицына, переведенный им из Петровского, нахо­дился в самом начале нынешней Кооперативной улицы, что наиболее вероятно. Завод Н.И. Сорокина и А.Ф. Боярова, может быть, распо­лагался в самом начале дороги на Рождествено. Он сгорел в 1917— 1918 гг.

1918-1923 гг. Образована и работала детская колония для си­рот войны. Ею руководили последователи Л.Н. Толстого: М.Ф. Нече­сов, В.В. Шершенев, П.Н. Лепехин. За пропаганду идей толстовства по требованию уездного отдела народного образования колония была ликвидирована.

1926 г. Согласно Справочнику-путеводителю "Дачи и окрестнос­ти Москвы", изд-во МКХ близ платф. Снигири разбросано всего не­сколько домиков, большей частью железнодорожных. Дач тут нет. В 16 некрестьянских хозяйствах проживало 77 человек. В трудовой ко­лонии было 1 хозяйство, в котором трудились 26 человек.

1928-1929 гг. Заработал кирпичный завод № 6 по изготовлению красного кирпича трудовой колонии "Снигири", на котором работало более 300 человек. Глину для изготовления кирпича брали около завода, где сейчас Кооперативная улица. Позднее ямы, где брали глину, засыпали, но одна, в самом начале этой улицы, осталась. В ней теперь болото.

Завод имел два машинных зала и две кольцевые печи. Из-за отсутствия электричества использовался локомобильный двигатель. Под несколькими навесами работницы набивали в формы глину и отправляли ее на сушку. Глина содержала много известняка и при обжиге кирпич давал трещины.

1930 г. Построен новый кирпичный завод, но кирпич как и раньше, имел высокий процент брака.

1932 г. Завод переведен на производство огнеупорного кирпича. Для его изготовления сырье - белую глину - нужно было завозить из отдаленных районов. В связи с этим был построен железнодорожный подъездной путь к заводу.

В связи с отсутствием электричества установлена паровая машина, заменившая локомобильный двигатель. К сожалению, ее приходилось часто ремонтировать (она была выпуска 1911 г.).

1934 г. Снигиревский сторожил Алексей Семенович Сергеев вспоминает:

Впервые с родителями я приехал в Снигири в 1934 г. на пригородном поезде (паровичке), электротяги тогда не было. В Снигирях было примерно 20 рубленных домов. Около станции- 3 дома, в одном из них жил начальник станции (дом не сохранился). На нынешней улице Ленина примерно 5 домов. Один из них сохранился. Он принадлежал рабочему железнодорожнику Кунцевичу. По дороге на Рождествено - несколько домов, в одном из них жил лесник Янушкевич. На месте нынешнего торгового предприятия "У фонтана" был дом, где торговали квасом и пивом. Был небольшой зальчик с 2-3 столиками для посетителей. Электричества и водопровода не было. Станцию освещали керосиновые фонари. Железнодорожная линия была однопутной, в Гучково (ныне Дедовск) и Манихино были разъезды.

Единственный общественный колодец глубиной 12 м был у железнодорожного переезда около полотна железной дороги с северной стороны. Школы в Снигирях не было,и дети ходили в 7-летнюю школу в Рождествено за 3 км.

1935 г. У станции образовался небольшой рабочий поселок.

1937-1938 гг. Началось строительство дач. Одним из первых получил разрешение на строительство дач Сельхозстройпроект Наркомзема СССР. Согласно постановлению Президиума Истринского РИКа от 5.11.1936 г. Сельхозстройпроекту Наркомзема СССР был передан земельный участок в 6 квартале Снигиревского учлесхоза для строительства 14 дач. Первыми кооператорами были Бунин М.А., Эбергардт В.Л., Коваль А.П., Скориков И.Г., Карташев И.А., который перевез в Снигири из Лотошино свой крестьянский дом, Сергеев С.П., Сулимов А.Я. и другие. Ныне здесь Партизанская улица, Западный проезд, Западная улица. Дачи должен был строить Сельхозстройпроект с оплатой работ кооператорами. Сельхозстройпроект не освоил выделенный участок земли и разрешил кооператорам производить застройку своими силами в индивидуальном порядке. Кооператив распался. В связи с жилищными трудностями стали строиться уже не дачи, а дома под постоянное проживание. Было произведено небольшое благоустройство территории, вырыт в нынешнем Западном проезде колодец глубиной более 30 метров, имевший осиновый сруб. Вода была очень хорошей, но со строительством водопровода он был, к сожалению, засыпан. В Снигирях в это время уже насчитывалось 80 домов, не считая дачных построек.

1939 г. Открыта неполная средняя школа. Население Снигирей увеличилось до 1,9 тыс. жителей. Каждое утро молочницы с бидонами уезжали в Москву, чтобы пораньше доставить молоко своим постоянным покупателям. В поселке было более 300 коров. Мужчины работали в Дедовске (Гучково), Нахабино, в Москве, на Снигиревском заводе, выпускавшем шамотный (огнеупорный) кирпич, легковесный кирпич, разнообразные фасонные изделия.

1941 г. Великая Отечественная война сломала размеренную жизнь. При отступлении армии был взорван завод и железнодорожный мост через речку Романовку. Почти все жители ушли вместе с войсками.

После освобождения Снигирей стали возвращаться на свои пепелища мирные жители, заработала пекарня, открылся магазин. Поселок стал постепенно залечивать раны, нанесенные страшной войной.

1942-1943 гг. В ходе боевых действий от Снигиревского завода остались одни стены. За это время завод был в основном восстановлен, заработали все цеха.

1946-1948 гг. Началась застройка Южной улицы. В 1948 г. на ней построил скромную дачу Герой Советского Союза (1940 г.) генерал-полковник Хренов Аркадий Федорович, участник гражданской, советско-финской (1939—40) и Великой Отечественной войны.

1949 г. Изменено название завода. Он стал называться Снигиревским шамотным заводом. Шамотные изделия стали идти на экспорт.

Поселок постепенно электрифицировался.

В еловом лесу севернее Волоколамского шоссе заканчивалось строительство дач офицеров Военно-инженерной академии, прозванных "генеральскими дачами", вероятно, за большие земельные участки.

1950 г. Заводом выполняются заказы на облицовочные блоки для строящегося высотного здания Московского университета.

1951 г. Открыта вторая средняя школа.

1953 г. В Снигирях стало 18 улиц, переулков и проездов.

1954 г. Железная дорога переведена на участке до Нового Иерусалима на электротягу. Проезд стал более удобным и комфортабельным.

1955 г. Уточнено название станции и поселка, они стали называться Снегири. Завод стал называться Снегиревский огнеупорный завод.

1957 г. Решением Истринского райисполкома образован Снегиревский поселковый Совет народных депутатов. Число улиц и переулков увеличилось до 26.

1959 г. Население Снегирей растет и составило 5,2 тыс. человек.

1968 г. Открыт 9 мая Ленино-Снегиревский военно-исторический музей.

1970 г. Снегиревский огнеупорный завод стал называться Снегиревский завод огнеупоров.

За разработку передовых технологий разлива стали участникам этой работы были присуждены государственные премии. Поселок довольно бурно развивается, число его улиц и проездов достигает 77.

1979 г. Число жителей, проживающих в Снегирях, увеличивается и достигает 6,1 тыс. человек.

1992 г. Снегиревский поселковый Совет народных депутатов преобразован в Администрацию поселкового округа.

1993 г. Завод Снегиревские огнеупоры стал акционерным предприятием.

1999 г. Поселок насчитывает 1900 домов, но некоторые обитаемы только в летние месяцы, используются как дачи. Население постепенно сокращается.

2001-2003 гг. По проекту архитектора Андрея Борисовича Барабанова на средства Научно-производственного предприятия "Прогресс- 1" возведен деревянный православный храм преподобного Серафима Саровского в старорусском стиле в районе здания администрации поселкового округа.

2003 г. Широко отмечено 100-летие Снегирей!

Число жителей сократилось до 3,5 тыс. человек, много браков расторгается.

На Волоколамском шоссе возводится торговый центр. В поселке работают средняя школа, амбулатория, дом кулыуры (при нем школа искусств), детский сад, цех по изготовлению мебели, промышленные и торговые предприятия различных форм собственности, предприятия по обслуживанию населения, имеется городское отделение милиции и Истринское лесничество.

2004 г. В феврале открыт у железнодорожного переезда супермаркет "Снегири".

Все материалы взяты из книги "Снегири, Трухоловка, Ленино, Садки". Автор Михеев Ю.З.