Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

•Приветствуем Вас на нашем интернет-портале! Будем рады, если сайт снегири.рф окажется для вас полезным и интересным! 

Энциклопедия сел и деревень. Истринская земля

Поселок Снегири находится в 10 км к востоку от г. Истры, по обе стороны Волоколамского шоссе и Рижской железной дороги, на которой имеется станция Снегири. Место возвышенное (около 210 м над уровнем моря), в поселке сколько-нибудь заметных речек нет. Юго-восточнее станции лежит исток речки, обозначенной на плане XIX в. как Романовка и впадающей в р. Истру около д. Жевнево. Севернее Снегирей находится исток ручья, впадающего в речку Доренку у д. Подпорино. С востока к поселку вплотную примыкает д. Ленино, северо-восточнее лежит д. Селиваниха, с юга в 2 км находился пос. Научно-экспериментального хозяйства (НЭХ) Снегири, в 2002 г. слившийся с с. Рождествено Павло-Слободского сельского округа.

История современного поселка Снегири длиннее, чем может показаться. В 1623 г. Василий Федорович Бутурлин имел здесь поместье, состоявшее из нескольких пустошей. Среди них была, как сказано в писцовых книгах, «пустошь Снегирева на суходоле, а в ней пашни перелогом середние земли две четверти, лесом поросли осмнатцать четвертей... А в приправочных книгах пустоши Снегирева да пустошь, что был починок Неседин, Макарове тож, не написаны...».

Приправочные книги – это, иначе говоря, предыдущие писцовые книги. Таким образом, условной датой рождения местности Снегири можно считать 1623 год.

Согласно карте уезда 1800 г., будущая территория поселка входила в три земельные дачи: северная, наибольшая часть относилась к огромной даче д. Крюково, которой владел гвардии капитан-поручик Алексей Николаевич Щепотев; восточная часть – к даче д. Ленине и с. Садки, принадлежавшим статскому советнику Андриану Андриановичу Лопухину, небольшая южная часть – к даче с. Рождествена, вотчины графа Ивана Павловича Кутайсова. Пустошь Снегирева на этой карте не обозначена.

Весной 1898 г. началось строительство железной дороги Москва – Виндава (ныне г. Вентспилс в Латвии). Открытие движения поездов состоялось 11 сентября 1901 г., а в 1902 г. на железнодорожной линии был устроен разъезд Снигири, что было для данного места вполне естественно, так как рядом находилось большое село Рождествено. Возникало жилье и близ стального пути: в 1915 г. при полустанке Снигири выделялись постройки Николаевых (их сословная принадлежность не указана) – Ивана Михайловича (жилое строение стоимостью 3433 руб.) и Якова Герасимовича (дачи стоимостью 2033 руб.), в 1913 г. указана также усадьба некоего Квятковского.

Поселок своим ростом обязан местным кирпичным заводам. В 1916 г. при станции находилось некое с-цо Ново-Петровское (это название объяснимо – в 4 км от станции расположено бывшее сельцо, а ныне д. Петровское, здесь был кирпичный завод князей Голицыных, трудились 60 рабочих). Тут же, у станции был еще кирпичный завод Н.И. Сорокина и А.Ф. Боярова, где работали 85 человек.
По сведениям 1926 г., здесь было с-цо Снигири, (вероятно, переименованное Ново-Петровское), входившее в Рождественский сельсовет Павловской волости Воскресенского уезда. В сельце было 16 некрестьянских хозяйств и проживали 44 мужчины, 33 женщины. Неподалеку находилась трудовая колония Снигири, насчитывавшая 1 хозяйство, 24 мужчин и двух женщин.

В первые годы после революции близ станции существовала и другая колония – детская, которой руководила группа толстовцев: Митрофан Федорович Нечесов, Василий Васильевич Шершенев, Петр Никитич Лепехин и др. Уездный отдел народного образования не устраивало то, что в колонии укоренилась идеология толстовства, и этих работников вынудили уйти. Многие из них переехали в бывшее имение близ д. Ильино, где основали коммуну им. Льва Толстого, просуществовавшую до 1928 г.

В конце 1920-х гг. в будущем поселке действовал кирпичный завод №6 трудовой колонии «Снигири», трудились уже 277 рабочих, 12 человек младшего обслуживающего персонала и 23 служащих. Завод использовал локомобильный двигатель внутреннего сгорания.

В 1930 г. был построен новый кирпичный завод на станции Снигири, строился он с расчетом на производство красного кирпича, но глина в окрестностях Снигирей оказалась непригодной для его изготовления: в ней большой процент известняка, дающего при обжиге трещины. Поэтому с 1932 г. завод приспособили к производству огнеупорного кирпича. Сырье для него – белую глину – приходилось завозить с юга.

В конце 1930-х гг. с планом завод не справлялся. Он был рассчитан на круглогодичную работу, но не приспособлен к ней. Зимой в цехах температура порой опускалась до 10-15° ниже нуля, не было электрической сушилки для сырца. К 1937 г. электричество на завод еще не провели, и для выработки энергии использовалась установленная в 1932 г. паровая машина выпуска 1911 г., которую ежегодно приходилось ремонтировать. В 1936 г. из-за этого ремонта завод простоял 2 месяца, понеся огромные убытки.

По данным 1938 г., Снигиревский завод выпускал не только шамотный (огнеупорный) кирпич, но и легковесный кирпич, фасонные изделия и брикеты (полуфабрикаты). Фамилия директора была Родионов.

Путеводитель 1935 г. указывал, что станция Снигири – 11-я остановка от вокзала, 44-й километр, 1 час 32 минуты езды от вокзала. Возле станции находился тогда лишь небольшой рабочий поселок, дач в нем почти не было. Дачники селились в Рождествене. В районе станции были грибные места. С севера от железной дороги разрешалась охота на вальдшнепов и тетеревов. В 1938 г. в пос. Снигири находилось 80 домов, а колодца не было; воду приходилось брать из разных речек. Было решено построить два колодца. В 1939 г. население поселка насчитывало 1900 человек.

В период репрессий 1937 г. погибло, по крайней мере, два жителя поселка – Иван Терентьевич Ягорлицкий, кладовщик базы, и Афанасий Егорович Хаприченко, грузчик завода № 1 станции Тушино.
Затем была война с Германией. Завод сильно пострадал во время боевых действий 1941 г., но его быстро восстановили. В 1943 г. «Истринская стройка» (№ 74. С. 2) писала: «Хозяйничанье немцев и жестокие сражения причинили заводу большие разрушения. От его цехов остались только стены <...> Сейчас завод в основном уже восстановлен. С полной нагрузкой работают все цехи».

Послевоенное возрождение деятельности предприятия связано с именем его директора в те годы – Николая Павловича Михайлова (р. 1913). Название предприятия несколько менялось: в 1949 г. – шамотный завод, г 1957 г. – Снегиревский огенупорный завод, в 1970 г. – Снегиревский завод огнеупоров.

В 1951 г. пос. Снигири насчитывал 18 улиц. Около 1955 г. произошел переход к написанию «Снегири». К 1959 г. население поселка выросло до 5200 человек. Он особенно бурно рос в 1960-е гг.: в 1957 г. насчитывал 23 улицы и 3 проезда, а в 1970 г. – 58 улиц, 19 проездов и 1 переулок (Тихий). В настоящее время в пос. Снегири находятся: промышленное предприятие АО «Снегиревские огнеупоры», цех по изготовлению мебели, 20 торговых точек (всех форм собственности), амбулатория, Дом культуры, ателье, парикмахерская садовое хозяйство «Васильки». Имеются 2 школы: средняя с 350 учащимися и 22 учителями и начальная с 130 учащимися и 9 учителями, детский caд. При Доме культуры действует школа искусств. К концу 1999 г. поселок насчитывал 1900 домов. Однако население сокращается: так, в 1996 г. тут родилось 37 человек, а умерло 104. В том же году в поселке состоялось 30 браков, а 23 брака было, увы, расторгнуто. На 1 января 2003 г. в пос. Снегири числится 3461 житель.

В 2001 г. научно-производственное предприятие «Прогресс-1» (руководитель Федор Алексеевич Лукшин) начало строительство православной церкви преподобного Серафима Саровского в центре поселка. Это деревянный храм древнерусском стиле по проекту московского архитектора Андрея Борисовича Барабанова. К августу 2003 г., когда будет отмечаться 100-летие прославления святого, наружная отделка храма должна быть закончена.


© А.А.Зилов, Ю.П.Кардашев, Н.Л.Векшина, С.М.Дорошенко, Г.П.Калюжный «Энциклопедия сел и деревень. Истринская земля». М. 2004 г.